Сегодня мы с вами продолжим изучение
языка программирования – Паскаль. Тема урока: «Реализация линейных алгоритмов на языке Паскаль».
Для того чтобы написать программу
линейного типа нам необходимо познакомиться с содержанием раздела операторов.
Что же такое оператор? Оператор – это специальная совокупность служебных
слов, идентификаторов, и специальных знаков, выполняющих специальные
действия. Для того, чтобы реализовать линейный алгоритм на Паскале, нам
необходимо знать следующие операторы: оператор присваивания, оператор ввода,
оператор вывода. Давайте посмотрим, что из себя представляет каждый из них.
В Паскале, для того чтобы указать, чему будет равно
значение переменной необходимо использовать оператор присваивания, который
записывается так:
«:=»;
Оператор
присваивания придает переменной конкретное
значение, например:
х:=2; х:=5, одновременно уничтожая
старое.
Присваивать можно значение другой
переменной или результат вычисления арифметического выражения: х:=y; z:=x+y, исполнение команды присваивания
происходит в таком порядке: сначала вычисляется выражение, затем полученное
значение присваивается переменной.
Рассмотрим пример:
Пусть переменная а имела значение 10, какое значение получит переменная а
после выполнения команды: а:=3*а-2 (3*10-2=28), значит, новое значение
переменной а будет равно 28.
Скажите, что мы делали с переменными,
прежде чем их использовали в различных выражениях, когда строили алгоритмы? С
помощью какого блока мы вводили и выводили переменные?
В Паскале, чтобы ввести и вывести
переменные используются специальные операторы:
Ввода – read, readln;
Вывода – write, writeln;
Отличие оператора READLN от READ
заключается в том, если список ввода оператора READLN меньше чем число набранных
в одну строку через пробел чисел, то оставшиеся в строке числа будут
проигнорированы. Оператор READ сохранит оставшиеся числа для дальнейшего
ввода. Вводимые данные должны строго соответствовать типам переменных,
описанных в разделе VAR, в противном случае будут возникать сообщения об
ошибках ввода. Оператор READLN
без параметров вызывает приостановление программы до момента нажатия клавиши
Enter.
Write – после вывода, курсор остается
после последнего выведенного значения, Writeln –
после вывода, курсор переходит на новую строку.
А теперь попробуем реализовать
программу на языке Паскаль вместе. Итак, чтобы нам проще было мы
воспользуемся готовым алгоритмом и перенесем его на Паскаль.
Найдите в своих тетрадях алгоритм
нахождения площади и периметра прямоугольника. Решим ее.
А теперь попробуйте самостоятельно решить задачи:
1.Найти среднее арифметическое 3-х
чисел.
2.Дана длина ребра куба а. Найти объем
куба V=a3
и площадь его поверхности S=6*a2.
3.Даны два числа. Найти сумму,
разность, произведение и частное их квадратов.
4.Поменять местами содержимое
переменных А и В. Вывести на экран их новые значения.
|